Основные проблемы информационного общества. Проблематика компьютерной этики. Реферат.

Буду так делать временами. Кто-то скажет, что это не кульно, но! Я поставил себя на место человека, который пишет реферат и ищет себе информацию по определенной теме, и понял, что было бы неплохо наткнуться на готовый реферат, которого можно было бы скопировать и все. Тут я скопипастил свой реферат на данную тему, может и кому помогу. Оставьте внизу коммент "спасибо" (если будет время), чтобы я просто знал - пригодилось кому это или нет ;)
Пользуйся, студент!




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВОХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «Гродненский государственный медицинский университет»




Реферат

Тема: Основные проблемы информационного общества. Проблематика
компьютерной этики.






                                                                     Выполнил: 
Студент 2 курса , ЛФ, 31 группы:
                                                                            Саламов Ибрагим П.
                                                                   









Гродно 2014

_______________________________________________


ВВЕДЕНИЕ


Постиндустриальное общество может быть охарактеризовано усложнением социальных связей и отношений, появлением новых форм коммуникации, которые ранее были невозможны: Интернет, сотовая связь, масс-медиа и т. д. Пространство Земли становится глобальным информационным пространством. Постепенно Интернет из информационной технологии, облегчающей доступ к информационным источникам, превращается в социальную форму взаимодействия между людьми. В своей книге «Галактика Интернет» М. Кастельс указывает на это, говоря об Интернете как о «средстве свободной глобальной коммуникации». Поэтому сложно переоценить влияние информационных технологий на современное общество.
Внедрение компьютеров в повседневную жизнь одновременно и облегчило, и усложнило ее. Интернет связал ранее разрозненные регионы в единое информационное пространство. Без этих технических новшеств не было бы философских и социологических теорий «третьей волны», «информационного общества», «глобализации». Однако распространение новых технологий имеет и обратную сторону: от разного рода зависимостей (от одержимости играми до совершенствования техники и программного обеспечения) до нового вида расслоения стран и социальных групп по «приобщенности» к новому виду ресурсов.




Этические проблемы в информационной сфере: общая характеристика


В последнее время, в связи с развитием глобальной сети Интернет, появляются исследования, направленные на создание фундаментальной теоретической базы информационной этики, которая учитывала бы специфические черты осуществления действий в виртуальной среде компьютерных сетей. В рамках рефлексии по поводу влияния новых информационных технологий Папа Римский Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) в мае 2008 года обратился к мировому сообществу с призывом выработать универсальную «инфоэтику». Бенедикт XVI подчеркнул: «Не все, что является технически возможным, допустимо с этической точки зрения». Воздействие средств коммуникации на жизнь современного человека вызывает у Католической Церкви вопросы, на которые невозможно ответить без соблюдения определенных принципов деятельности в области информации, систему которых понтифик назвал «инфоэтикой».
Когда коммуникация утрачивает этические ориентиры и избегает социального контроля, в результате возникает угроза негативного влияния на мировоззрение человека. Необходимость поиска специфических принципов, норм и методов оценки различных действий, связанных с использованием компьютерной техники, обусловлена теми свойствами, которые приобретает информационное пространство в конце XX столетия.

В настоящее время можно выделить следующие направления этических исследований в сфере информационных технологий: компьютерная этика, инфоэтика, виртуальная этика, сетевая этика, киберэтика, нэтикет, корпоративная этика Интернет-сообществ (в том числе, и научных). Подобное многообразие концептов требует выработки адекватной методологии исследования. Формирование и развитие информационной этики связано с процессами трансформации традиционной этики. Создание глобального киберпространства, появление новых информационных технологий порождают множество острейших проблем, с регулированием которых не справляются юридические законы, а поэтому возникает потребность в моральном регулировании. Административные меры становятся все менее эффективными. Ставится под сомнение факт создания всеобъемлющей системы запретов, ограничений и предписаний, регламентирующих эти отношения и деятельность. Практически невозможно проследить за выполнением этих запретов, ограничений и предписаний каждым человеком, действующим в информационном пространстве. В современных условиях российское общество оказалось не готово к тому, что любые взаимодействия в информационном пространстве могут регулироваться определяемыми этикой нравственными и моральными нормами и принципами.
Современное состояние глобального информационного пространства создает у человека ощущение безнаказанности. Особенно это касается молодого поколения, которому виртуальная реальность предоставляет возможность самостоятельно действовать и проявить себя как личности в мировом масштабе. Примеров девиантного поведения человека в информационном пространстве достаточно много. К ним относятся хакерство и разработка вирусных программ и др. Анонимность воровства и, особенно, использования украденных кредитных карт в сочетании с отсутствием у многих людей моральных ограничений позволяет утверждать, что сферы и размер такого рода преступлений в процессе расширения информационного пространства будут только возрастать. Особую тревогу вызывает увлечение компьютерными играми, в том числе азартными, которое широко охватило современную молодежь. Дети и подростки с еще неокрепшей психикой подвергаются особой опасности воздействия на них виртуальной реальности, создаваемой такими играми.
Компьютерные игры создают у людей иллюзию насыщенной событиями реальной жизни и в то же время уводят от существующих проблем. Они эксплуатируют страсть человека к игре и вызывают необычное заболевание – страсть к компьютерным играм. Симптомы его похожи на тяжелые формы наркомании. Однако производство компьютерных, особенно, онлайновых игр, относится к наиболее прибыльным и активным сферам бизнеса; поэтому не следует ожидать, что эта сфера деятельности будет сокращаться или хотя бы ограничиваться. Общество и государство должны принять всю совокупность мер, включая и моральные, для защиты подрастающего поколения от пагубного влияния такого увлечения.
Глобальное информационное пространство создает пользователю практически неограниченные возможности перемещения по информационным сетям любой информации, даже не ставя в известность об этом ее собственника. Поэтому защита интеллектуальной собственности в таком пространстве является почти неразрешимой задачей, так как, либо невозможна в техническом и юридическом планах, либо требует больших экономических затрат. Следствием такого положения являются расцвет сетевого пиратства и хакерства, запуск по сетям вирусов, разрушающих компьютерные программы и уничтожающих информацию, сбор различной информации без ведома лиц и компаний, о которых эта информация собирается. Многие исследователи считают, что проблемы интеллектуальной собственности в глобальной сети должны сначала рассматриваться на этическом уровне, и только потом переводиться в правовую и другие плоскости.
 
В силу указанных причин, инфоэтика – это не только сфера научных исследований, но и область актуальных общественных дискуссий и необходимых морально-правовых решений. Обращение к этическому анализу процессов, происходящих в сфере информационных технологий позволит, во-первых, избежать многих негативных последствий при коммуникации, и создать условия для обеспечения информационной безопасности.

Следует отметить, что этические проблемы в сфере информационных технологий – одно из самых слабо разработанных в теоретическом плане направлений. На сегодняшний день исследования осуществляются по следующим направлениям: компьютерная этика, инфоэтика, виртуальная этика, сетевая этика, киберэтика. Развитие теоретического фундамента и методологических принципов анализа проблем морали в инфоэтике происходит в двух направлениях.
Одно из них связано с попыткой приложения уже хорошо разработанных в рамках этики идей и принципов (утилитаризма, «золотого правила» нравственности, кантовского категорического императива, консеквенциализма, т.е. учения, полагающего, что значение и ценность поступка определяется его последствиями и др.) к проблемам морали, возникающим в информационном обществе. В данном подходе за моральными проблемами, связанными с информационными технологиями, не признается специфического характера. Речь, в таком случае, идет просто о необходимости распространения того, что уже давно известно («золотого правила» нравственности, например) на область взаимодействия между людьми посредством компьютеров и сетей.
Второе направление предполагает создание уникального, специфического базиса инфоэтики, киберэтики, в котором учитывалась бы специфика действий субъекта нравственности при работе с компьютером в виртуальной среде. В целом исследования в рамках компьютерной этики, как и во многих других областях прикладной этики, ориентированы на: 1) логическое доказательство, со смещением в сферу доказательства по аналогии; 2) эмпирическое обоснование, со смещением в область анализа отдельных случаев; 3) разрешение возникающих проблем на основе пунктов 1-2; 4) принятие решений на основе пунктов 1 - 3.

Какие проблемы рассматриваются в рамках киберэтики?


·        Особенности поведения и общения в сетях.
·        Нравственные принципы виртуального общения: свобода слова, открытость, толерантность, равноправие сторон, вежливость. Их особенность в зависимости от вида виртуальной коммуникации.
·        Регулирование и саморегулирование сетевых сообществ.
·        Корпоративная этика научных интернет-сообществ.
·        Этические аспекты научной работы в Интернете.
·        Киберпреступления. Хакерство как профессиональная и преступная деятельность (правовой и этический аспекты).
·        Этические аспекты рекламы в Интернете и др.

Что такое интернет-этика?


По мнению А.А. Скворцова, с одной стороны, этим понятием обозначают комплекс исследований различных процессов, связанных с массовым распространением виртуальных коммуникаций и получающих в обществе неоднозначные нравственные оценки. С другой стороны, речь идет о практиках саморегулирования сообществ, существующих в Глобальной сети и ориентирующихся на добровольно принятые стандарты.
Появление термина «Интернет-этика», как правило, связывается с анонимной группой Интернет-активистов, распространивших в1989 г. манифест, где предлагались моральные принципы поведения для всего сетевого сообщества. С их точки зрения безнравственным признавались такие явления, как использование нелегального доступа к ресурсам Интернета, препятствование легальному доступу, растрата интеллектуальных и информационных ресурсов через такие действия; нарушение целостности информации, находящейся в открытом доступе, а также нарушение тайны личной жизни других пользователей. Этими требованиями впервые был очерчен значительный круг проблем сетевой жизни, которые можно назвать нравственными. Позже они уточнялись, находили новые трактовки, однако, можно утверждать, что в основе всех моральных затруднений, находящихся в поле внимания этики Интернета, лежит одна фундаментальная дилемма. Ее можно сформулировать в виде следующего вопроса: «Является ли сетевое пространство естественным продолжением нашей обычной, повседневной реальности, где действуют привычные всем моральные устои, или же оно есть особенный мир, где существуют собственные законы и ценности»? От ответа на этот вопрос зависит способ решения всех частных дилемм, начиная от смысла и назначения самой Сети, заканчивая обсуждением меры допустимого в виртуальном общении.
Этическое осмысление различных сторон жизни Интернета началось с момента его зарождения. Уже тогда стало понятным, что ряд важнейших особенностей Сети неизбежно обернется кризисными явлениями в сфере общественной морали. Как правило, указывают следующие характеристики.
Глобальность – возможность вести диалог с многочисленными культурами, а также контркультурами, что приведет к релятивизации ценностей, размыванию границ дозволенного и недозволенного.
Анонимность, выраженная в соблазне скрываться за вымышленными именами, и, на первый взгляд, безнаказанно вредить.
Быстрая воспроизводимость данных, молниеносное распространение информации, что влечет за собой не только возможности распространения порочных явлений, но также и неспособность рядового пользователя отличить достоверные сведения от недостоверных. Сюда же следует отнести появление элементарных способов махинаций с интеллектуальной собственностью и авторским правом.
Широкая доступность, граничащая с агрессивным навязыванием; по сути, Сеть не выдвигает даже самых простых требований к возрастному, культурному, интеллектуальному и нравственному уровню пользователя.
Интерактивность, связанная с появлением многочисленных способов общения, целый ряд которых носит враждебный, унижающий достоинство личности характер.
Наконец, наблюдаемая с первого взгляда бесконтрольность, а, значит, - вседозволенность.
Указанные сущностные черты сетевого пространства позволили миллионам людей изначально увидеть в нем возможность дополнительной свободы, в том числе, от социального контроля и моральных требований. Получалось, что Интернет внушает человеку соблазн совершить то, на что в реальной жизни он бы никогда не решился. Этот очевидный вывод потребовал начать осмысление сетевых процессов с точки зрения того, как можно предотвратить нарастание нравственного кризиса.

 

Кодексы компьютерной этики: общая характеристика основополагающих принципов


Компьютерная этика, по сути, связана с решением прикладных проблем преимущественно в тех областях, отношения в которых не регулируются законодательно. Ее цель состоит в том, чтобы достигнуть практически применимого решения на основе некоторых этических принципов и правил обобщенного характера, но важное место занимает и анализ конкретных случаев. Наиболее яркое свое воплощение компьютерная этика получила в области разработки кодексов. В США первый кодекс компьютерной этики был разработан в 1979 году. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, учёные и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе. Поэтому в преамбуле кодекса подчеркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий. Впоследствии были разработаны и приняты кодексы во многих других организациях США, связанных со сферой информационных технологий, таких как «Ассоциация разработчиков компьютерных технологий» (АСМ), «Ассоциация менеджеров информационных технологий» (DPMA), «Ассоциация пользователей информационных технологий в США» (1ТАА), «Ассоциация сертифицированных компьютерных профессионалов» (ICCP). На основе этических стандартов, используемых в кодексах, «Международная федерация по информационным технологиям» (IFIP) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учётом местных культурных и этических традиций.
Предварительные исследования по данной проблеме показали, что практически все существующие кодексы по компьютерной этике опираются на общечеловеческие ценности. Они не регламентируют выполнение конкретных действий, совершаемых в той или иной ситуации, а создают основу для принятия индивидуальных нравственных решений. Особую важность выполнение норм моральных кодексов приобретает в тех областях профессиональной деятельности людей, в которых они имеют дело с конфиденциальной информацией, например, в банковской сфере или сфере здравоохранения. Это связано не только с тем, что появляется соблазн использовать приватную информацию в своих корыстных целях, но и с высокой ценой возможных ошибок, совершаемых без злого умысла, просто по невнимательности.
Указанные принципы нашли отражение в «Национальном кодексе деятельности в области информатики и телекоммуникаций», разработанном Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в1996 г., но основное его содержание связано с регламентацией, прежде всего, экономических и правовых отношений в сфере информационных технологий. Согласно этому кодексу, в котором нравственные установки отражены лишь косвенным образом, юридические и физические лица, действующие в области информатики и телекоммуникаций, добровольно принимают на себя следующие бессрочные обязательства:
не производить, не копировать и не использовать программные и технические средства, не приобретённые на законных основаниях;
не нарушать признанные нормы авторского права;
не нарушать тайны передачи сообщений, не практиковать вскрытие информационных систем и сетей передачи данных;
не извлекать прибыль от использования товарного знака, принадлежащего другой фирме или продукции.
Действенность подобных кодексов во многом определяется уровнем самосознания каждого индивида, отношением общества к той или иной моральной проблеме, мерой и способом социального воздействия в случаях нарушения предписанных установок. В США, Австралии, Великобритании и некоторых других странах созданы институты, исследующие проблемы социального воздействия компьютерных технологий на личность и общество, разрабатывающие соответствующие рекомендации и методы их внедрения в общественное сознание, в учебных заведениях вводятся специальные курсы по компьютерной (информационной) этике. Нормы и принципы, изложенные в различных кодексах, отражают прикладной характер компьютерной этики. В их основе лежат некоторые традиционные, общепринятые этические представления, выступающие критерием оценки отдельных поступков.



Выводы:


Инфоэтика – дисциплина, исследующая моральные проблемы, возникающие в связи с развитием и применением информационных технологий.
Можно выделить следующие направления этических исследований в сфере информационных технологий: компьютерная этика, инфоэтика, виртуальная этика, сетевая этика, киберэтика, нэтикет, корпоративная этика интернет-сообществ (в том числе, и научных). Такое многообразие требует выработки этических кодексов в сфере информационных технологий.
Традиционные этические представления аксиологичны и антропоцентричны, то есть они, в основном, описывают взаимоотношения между людьми, в то время как проблемы компьютерной этики не предполагают непосредственной формы этих отношений, а поэтому к ним, в известной степени, неприменимы. Решение прикладных этических проблем в сфере информационных технологий неизбежно приведет к философской рефлексии, выводящей указанную проблематику на более высокий теоретический уровень.

ЛИТЕРАТУРА


1.     Барлоу ДжП. Декларация Независимости Киберпространства. – Режим доступа : URL: http://www.uis.kiev.ua/russian/win/~xyz/declare.rus.html

2.     Бондаренко О. Электронная культура – смерть или воскрешение? –Режим доступа : URL: http://www.isn.ru/info/seminar-doc/elcult.doc

3.     Дацюк С. От идеологии к теории Интернет. – Режим доступа : URL: http://www.zhurnal.ru/5/theory.htm

4.     Кастельс, М. Галактика Интернет : размышления об Интернете, бизнесе и о-ве / Мануэль Кастельс ; [пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова]. – Екатеринбург : У-Фактория : Изд-во Гуманитарного ун-та, 2004. – 327 с.

5.     Другие интернет источники:
http://ru.wikipedia.org
http://media.ls.urfu.ru


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Медицинские каналы и чаты в Telegram

Медицинские каналы и чаты в Телеграм. Часть 2

Каякент – мое родное село.